2019.03.15 О перспективах развития системы образования Чувашской Республики
Информация
к выступлению министра образования
и молодежной политики Чувашской Республики
С.В. Кудряшова
О перспективах развития системы образования Чувашской Республики
Слайд 2. Ключевые векторы развития системы образования обозначены в майском указе Президента России № 204 и отражены в новом национальном проекте «Образование», в реализации которого Чувашия принимает активное участие. Кроме того, целый комплекс мер, направленных на совершенствование государственной политики в сфере защиты детства, реализуется в рамках Десятилетия детства.
Слайд 3. В числе самых значимых и масштабных остаются мероприятия, направленные на создание современной инфраструктуры для детей.
За 2012-2017 годы введено в эксплуатацию 47 детских садов, что позволило ликвидировать очередность в детские сады детей старше трех лет в период комплектования.
В этом году планируется ввод еще 17 новых детских садов на 3 280 мест,
это 11 садов в г. Чебоксары, 2 – в г. Новочебоксарске, по одному – в Комсомольском, Чебоксарском, Цивильском районах и г. Канаш. Всего на эти цели в 2018-2019 годах предусмотрено 2 429,6 млн. рублей, в т. ч. из федерального бюджета 1 883 млн. рублей.
Слайд 4. Для создания современной образовательной среды для школьников в 2018 году введена в эксплуатацию республиканская кадетская школа на 400 мест, выполнена реконструкция Ибресинской школы (75 мест), реконструкция здания под начальную школу на 154 места в с. Батырево.
Сейчас ведется строительство школы на 1100 мест в мкр. «Волжский-3» г.Чебоксары, школы на 300 мест в г.Ядрин (ввод в 2019 году),школы на 1 600 мест в мкр. «Новый город» г.Чебоксары (ввод в 2020 г.).
Всего в 2018-2025 гг. планируется построить и реконструировать 29 школ на 13 449 мест, отремонтировать 1 здание с целью создания 500 мест, провести капитальный ремонт 71 здания школ.
Слайд 5. Согласно майскому указу нам необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, России необходимо войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Поэтому помимо обновления инфраструктуры особую значимость приобретают вопросы обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ. Проект «Современная школа» предусматривает внедрение обновленных ФГОС общего образования, повышение квалификации педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам.
Благодаря победе в конкурсном отборе Минпросвещения России
в республике будут созданы центры образования гуманитарного и цифрового профилей в сельских школах (64 656,5 тыс. руб., в т.ч. федеральный бюджет – 64 009,9 тыс. руб.), а также обновлена материально-техническая база в 5 школах для детей с ОВЗ (приобретение оборудования для трудовых мастерских, кабинетов педагога-психолога, дефектолога, логопеда, помещений для дополнительного образования) (20 398,5 тыс.руб., в т.ч. федеральный бюджет – 20 194,5 тыс. руб.).
Слайд 6. Создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой среды предполагается в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». К концу 2024 года во всех школах необходимо обеспечить интернет-соединение со скоростью не менее 100Мб/c в городах, 50Мб/c – в сельской местности.
За счет еще одного федерального гранта в г. Канаш в этом году будет создан «IT-куб», где дети будут обучаться программированию, системному администрированию, цифровой гигиене, работе с большими данными (42 434,3 тыс. руб., в т.ч. федеральный бюджет – 12 310,2 тыс. руб.).
Слайд 7. Проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Широкие возможности для этого открывает система дополнительного образования.
И если сегодня в кружках и секциях занимается 70 % детей республики, то к 2024 году мы должны охватить дополнительным образованием не менее 80 % детей.
Во взаимодействии школ с вузами проводится работа по сопровождению предпрофильного и профильного обучения. В 124 школах реализуется проект «Инженерно-технические классы», в школах функционируют профильные классы с охватом 8600 человек. Силами вузов также для школьников республики реализуются проекты «Университетские субботы», «Университет для детей», «Малый физмат», «Агроклассы» и др. Всего в течение года их участниками становятся более 5 тысяч школьников.
Логичным дополнением к этому направлению станет реализация проекта «Билет в будущее», к 2024 году не менее 72 тысяч детей республики получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.
Надо отметить, что Чувашия определена пилотным регионом по реализации проекта «Успех каждого ребенка». Республика стала победителем конкурсного отбора на получение федеральных средств по 4 направлениям проекта. В этом году будут созданы:
Центр по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». В план образовательных программ будут включены очно-заочные школы и профильные образовательные сессии, в течение года на его базе будут функционировать кружки по различным направлениям, модульные профориентационные программы, дистанционные курсы (215 724, 5 тыс. руб, в т.ч. 213 567,3 тыс. руб. – ФБ).
Модельный центр дополнительного образования детей, который позволит активнее развивать систему сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, разрабатывать современные дополнительные общеразвивающие программы, реализовывать дистанционные и модульные программы (10 541,4 тыс. руб, в т.ч. федеральный бюджет – 10 436,0 тыс. руб.);
Детский технопарк «Кванториум» в г. Новочебоксарск (107 440, 7 тыс. руб., в т.ч. федеральный бюджет – 72 317,4 тыс. руб.);
Центр развития современных компетенций детей на базе Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Основными направлениями в центре будут математика, информатика, биоинформатика (8 373, 2 тыс. руб., в т.ч. федеральный бюджет – 8 289,5 тыс.руб.).
Слайд 8. Проект «Учитель будущего» предусматривает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей. Молодые учителя будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, что позволит создать условия для их профессиональной адаптации.
Считаем, что популярной и востребованной в республике станет программа «Земский учитель». Конкретные условия программы сейчас разрабатываются на федеральном уровне.
Слайд 9. Особое внимание будет уделено вопросам повышения родительской компетентности в вопросах образования и воспитания детей. В рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в республике будет внедрена целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей, включающая создание в том числе в детских садах и школах консультационных центров. Родители дошкольников смогут на безвозмездной основе получить методическую, психолого-педагогическую, и консультативную помощь.
Будет оказана поддержка гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Слайд 10. Модернизация профессионального образования будет продолжаться в рамках проекта «Молодые профессионалы». К концу 2024 года в Чувашской Республике за счет средств федеральной поддержки планируется создать центр опережающей профессиональной подготовки и не менее 85 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой.
Слайд 11. В целях создания условий для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения новых профессиональных навыков будет реализовываться региональный проект «Новые возможности для каждого». Будет создана интеграционная платформа непрерывного образования, которая обеспечит доступность информации о качественном дополнительном образовании для взрослых, позволит повысить эффективность трудоустройства (включая самозанятость) и успешность внутри- и межрегиональной трудовой мобильности. К 2024 году количество пользователей интеграционной платформы достигнет 300 тысяч человек из числа работающих граждан Чувашской Республики.
Слайд 12. Логичным продолжением комплекса мероприятий, проведенных в рамках Года волонтера в 2018 году станет проект «Социальная активность». Он направлен создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества.
В 2019 году в Чувашии начнет действовать Ресурсный центр по поддержке добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий. На его создание по итогам конкурсного отбора, проведенного Федеральным агентством по делам молодежи, Чувашия получила более 11,2 млн. рублей. Волонтеры будут обучать население правилам поведения при пожарах, авариях, опасных природных явлениях, катастрофах, стихийных или иных бедствий.