ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые тезисы пленарного заседания
республиканской конференции работников образования
«ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
В майском Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены ключевые направления развития системы образования страны.
Основные цели:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций
Для выполнения указанных целей в настоящее время разрабатывается Национальный проект «Развитие образования», состоящий из 9 федеральных проектов.
Проект «Современная школа»
В рамках этого проекта стоят две основные задачи: обновление инфраструктуры школ и достижение глобальной конкурентоспособности наших школьников в международных исследованиях качества общего образования.
Чувашия приступает к реализации проекта не с чистого листа: за последние 6 лет в развитие образования в целом направлено более 86 млрд. рублей, построено 47 детских садов, 10 школ, полностью обновлена материально-техническая база 9 техникумов. В текущем году идет строительство и реконструкция 7 школ и 13 детских садов.
В ближайшие годы предстоит провести комплексный капитальный ремонт 71 школы, а также построить 19 школ и реконструировать, модернизировать 6 школ. Таким образом, к 2025 году планируется обеспечить обучение всех школьников в одну смену.
Ежегодно планируется проводить ремонт спортзалов не менее 30 школ, что позволит к 2021 году обеспечить все сельские школы современной спортивной инфраструктурой.
Успешным оказался республиканский проект «Наука в школу», благодаря которому базовые школы на 42 млн. рублей получили современное оборудование по физике для обучения сельских школьников, в том числе и дистанционно, под руководством ведущих преподавателей вузов (планируется задействовать 85 сельских школ). Также планируется оснастить 30 базовых школ современным оборудованием по химии и биологии.
Чувашия активно участвует почти во всех международных исследованиях качества образования, в т.ч. в рейтинге эффективности национальных систем образования группы ПИРСОН, который рассчитывается на основе результатов в исследованиях PISA(«пиза»), TIMSS(«тимс») и PIRLS(«пирлс»).
PISA (Programme for International Student Assessment, международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Участвуют подростки в возрасте 15 лет.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. Участвуют ученики 4-х и 8-х классов.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста.
В целом, результаты чувашских школьников неплохие. Отбор школ проводился вероятностным методом из списка всех школ России, и нельзя с уверенностью сказать, что если бы проверили все школы республики, то результаты были бы такие же.
Результаты наших ребят в среднем выше, чем общероссийские, кроме читательской грамотности. Наши ученики слабо справляются с заданиями, в которых надо адекватно использовать более или менее сложные тексты
для ориентации в повседневных ситуациях. Особые затруднения также вызывают задания по применению методов исследования, задания с экологическим содержанием. Они испытывают трудности там, где надо рассуждать, где изученные правила, законы надо применять при решении задач, связанных с жизнью. Именно эти цели определены в новых федеральных образовательных стандартах по формированию компетенций.
Проект «Учитель будущего»
Никакие современные технические приспособления не могут заменить живого слова учителя, кредо которого – влюбленность в свой предмет, самоотверженность в работе, вера в безграничные возможности ребенка.
Чувашия гордится своими педагогами. За 13 лет 539 учителей республики получили премию Президента Российской Федерации.
Очень популярными стали республиканские конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Социальный педагог года». «Педагог-психолог года». Победители получают премию Главы Чувашии и защищают честь республики на федеральном уровне.
Ежегодно денежные премии присуждаются педагогам, подготовившим победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад и олимпиад по специальностям среднего профессионального образования.
Многие наши организации входят в самые престижные рейтинги лучших школ России. В 2017 году в ТОП 500 лучших школ России вошли 5 школ Чувашии, в ТОП- 300 лучших сельских школ России – 11 чувашских школ.
Важным звеном в реализации проекта «Учитель будущего» является Чувашский республиканский институт образования. Программы курсов повышения квалификации должны быть нацелены на конкретные запросы учителей - они должны стать персонифицированными, максимально практико-ориентированными, и основанными на успешных практиках наших педагогов.
Действующее законодательство пока не позволяет организовать методические службы на уровне муниципалитетов. Большая часть работы по методическому сопровождению педагогов должна переместиться в образовательные организации. В лучших детских садах, школах, техникумах должны быть открыты стажировочные площадки, лаборатории по современным методикам, центры практической помощи педагогам.
На базе ЧРИО необходимо создать Центр непрерывного развития и аккредитационный Центр профессионального мастерства для работников системы образования. Также институт образования должен стать научно-методической лабораторией развития системы образования, центром мониторинга и оценки качества образования.
Важным направлением является прогнозирование потребности системы образования в педагогических кадрах и поиск механизмов удовлетворения этой потребности. Наибольшую потребность в педагогах имеют образовательные организации Алатырского, Канашского, Козловского и ряда других сельских районов, а также городов Чебоксары, Новочебоксарска, Канаша.
А наиболее востребованными сегодня являются учителя иностранного языка, информатики, физики, математики, начальных классов, преподаватели – организаторы ОБЖ и другие.
Необходимо министерству совместно с ЧГПУ продолжить работу по целевой подготовке учителей и их сопровождению.
Ключевой задачей проекта является внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. Необоснованных требований к педагогам не должно быть. До выдвижения новых требований к учителям мы должны всех переобучить, создать условия для освоения необходимых компетенций для повышения качества и эффективности работы.
Проект «Цифровая образовательная среда»
Цель - создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Ожидается утверждение Стандарта (целевой модели) цифровой школы, создания единой информационной системы «Цифровая школа» с использованием технологий больших данных, облачного хранения данных и искусственного интеллекта. Самые современные условия должны быть созданы до 70 процентах школ России, а к 2024 году 40 процентов обучающихся успешно должны демонстрировать высокий уровень владения цифровыми навыками.
В республике внедрены комплексные автоматизированные системы «Сетевой город.Образование» и «Барс.Образование», все школы ведут электронный дневник и журнал.
Более 40 школ активно используют программу Сколково «Яндекс-класс». Рекомендуется всем школам ее изучить и в внедрить в своих организациях.
В настоящее время максимальную скорость Интернета более 1 мбит/сек, а для развития цифровой школы это одно из главных условий, имеют только 60 процентов школ. В ближайшее время нам необходимо обеспечить в каждой школе скорость Интернета не менее 1 мбит/сек.
К началу 2019 года планируется запустить республиканский образовательный портал нового формата, который должен стать навигатором образовательных ресурсов.
В рамках развития цифровой школы особое внимание обращаю на необходимость широкого развития в Интернет-пространстве чувашского языка. Чăваш чĕлхи интернетра анлăн сарăлса пымалла! Подчеркиваю, что современная школа должна быть школой, где бережно сохраняется и развивается культурное разнообразие и языковое наследие многонационального народа Российской Федерации с широким использованием цифровых технологий.
Проект «Успех каждого ребенка»
Цель – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Проект нацелен на формирование эффективного доступного дополнительного образования детей, в 2024 году 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет должны получать дополнительное образование.
В настоящее время дополнительное образование получают 65 процентов детей республики.
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева часто повторяет, что мы должны обеспечить каждого школьника как минимум 5 бесплатными кружками: литературный, научно-технический, музыкальный, шахматы, основы предпринимательства.
Предлагается в каждом муниципалитете до конца года разработать программы по увеличению охвата детей бесплатным дополнительным образованием, объединив ресурсы школ, центров творчества, домов культуры, автономных некоммерческих организаций, бизнеса, общественных организаций.
В ряде других регионов эту проблему решили через увеличение норматива финансирования реализации федеральных государственных образовательных стандартов, то есть через увеличение финансирования школ на организацию кружков и секций. Полагаю, что министерство в ближайшее время подготовит необходимые расчеты и представит их в Минфин Чувашии.
Необходимо и далее развивать системы многоэтапных и разноуровневых конкурсов, олимпиад и иных мероприятий для раскрытия и развития талантов и способностей каждого ребенка.
Большое внимание уделяем и патриотическому воспитанию детей и молодежи. Самым популярным направлением являются юнармейские игры «Зарница» и «Орленок». Ежегодно участниками игр на всех этапах становятся более 30 тысяч мальчишек и девчонок.
Возрождению в молодежной среде духа патриотизма, чести, гражданского достоинства эффективно способствует кадетское движение. В 177 кадетских классах обучается более 4 тысяч кадет. Методическим, организационным центром станет новый кадетский корпус.
Важным направлением является и создание условий для развития интеллектуальной одаренности. Наиболее популярными среди детей являются предметные олимпиады, в прошлом учебном году на школьном этапе Всероссийской олимпиады участвовало более 73 процентов обучающихся
5-11 классов.
Предлагается в муниципалитетах, где из года в год низкая эффективность на республиканских олимпиадах, пересмотреть программы работы с одаренными детьми, выявить причины и принять действенные меры.
В новом учебном году Минобразования Чувашии будет заключать соглашения с каждым муниципалитетом для эффективного управления системой образования и формирования единого образовательного пространства. В соглашении будут отражены единые интегральные показатели по разным направлениям.
Наиболее полно работа с одаренными детьми проводится в рамках профильного обучения. По профильным программам занимаются более 85% старшеклассников.
Предлагается вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя практике организации профильных педагогических классов, органам управления образования к 1 сентября 2019 года провести соответствующую работу по организации не менее 1 профильного педагогического класса в муниципалитете.
Проект «Социальная активность»
Цель – создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
В настоящее время в республике действует более полутора тысяч волонтерских объединений с охватом более 47 тысяч волонтеров. Направления работы волонтеров разнообразны – помощь пожилым, ветеранам, людям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пропаганда здорового образа жизни и др. Также добровольцы активно участвуют в проведении различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Чувашия вошла в число пилотных регионов по внедрению Стандарта поддержки добровольчества. Мы сформировали реестр помещений для организации волонтерской деятельности, сейчас им пользуются сотни организаций.
В этом году федеральную грантовую поддержку получили 26 молодежных проектов на сумму более 8 млн. рублей, 62 процента проектов направлены на развитие добровольчества.
Большую поддержку в развитии наставничества оказывают некоммерческие организации. Совместно с фондом «Чувашия» реализуется проект «Шаг навстречу», ставший победителем конкурса грантов Президента России. В проекте участвуют 36 школ. Всем образовательным организациям рекомендуется подхватить эту новую практику.
В ближайшее время в каждой образовательной организации должны появиться добровольческие отряды по разным направлениям.
Проект «Современные родители»
Цели - создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье
Нам во всех муниципалитетах необходимо разработать программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Наряду с сопровождением семей, воспитывающих дошкольников дома, мы обязаны активно и целенаправленно развивать систему дошкольного образования. В последние годы для этого в республике проведена колоссальная работа. Нам удалось обеспечить местами в детских садах детей старше трех лет, и теперь будем решать проблему с яслями.
Более 12 тыс. малышей до 3 лет уже посещают детские сады, но почти 38 тысяч – находятся дома. В 2018-2019 годах планируется строительство 13 детских садов, в том числе 10 – в Чебоксарах, по одному детскому саду в Комсомольском, Чебоксарском районах и городе Канаше.
Воспитание родителей – этот международный термин должен стать важной частью нашей педагогической деятельности. Все образовательные организации (особенно детские сады и школы) в новом формате обязаны возродить родительские университеты, создать родительские клубы, советы отцов, матерей.
Проект «Молодые профессионалы»
Цель - модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Исходя из приоритетов современных реалий наши техникумы, колледжи должны стать локомотивами системы образования республики.
Мы уже 6 лет в движении «Молодые профессионалы», проведено 6 региональных чемпионатов по 32 компетенциям. Участники движения становятся носителями лучших в мире практик.
Из 175 специализированных центров компетенций по стандартам Ворлдскиллс в России 5 в ближайшее время появятся в нашей республике. В прошлом году статус специализированного центра по двум компетенциям присвоен техникуму технологии питания и коммерции, выражаю огромную благодарность коллективу техникума за качественную работу.
Еще 3 техникума должны стать аккредитованными специализированными центрами компетенций до конца этого года.
Необходимо продолжить работу по оснащению площадок по компетенциям для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс. Задача – в ближайшие годы все выпускные экзамены в техникумах и колледжах должны пройти в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскилс. А также необходимо увеличить спектр профессий и специальностей в организациях, готовящих специалистов по ТОП-50 наиболее востребованным и перспективным специальностям.
Проект «Новые возможности для каждого»
Цель - формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
Приметой современности является необходимость получения и второго, и третьего профессионального образования, а наряду с этим постоянное прохождение различных курсов повышения квалификации, переподготовки. Готовы ли наши дети и молодежь к этим переменам?
Наши техникумы и колледжи постепенно наращивают свой потенциал для решения этой задачи. Ими реализуются 560 программ профессионального обучения рабочихи служащих по очной и очно-заочной формам обучения.
Следующий шаг – создание центров опережающей профессиональной подготовки через сетевую организацию этой работы, все ресурсы – и педагогические, и материально-технические должны быть объединены и максимально использованы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан. Уважаемые коллеги! Призываю вас учиться работать в условиях полной вертикальной и горизонтальной интеграции.
«Повышение конкурентоспособности российского высшего образования»
Следующий проект направлен на повышение конкурентоспособности российского высшего образования. Необходимо подчеркнуть роль вузов как драйверов социально-экономического развития территорий.
Одним из перспективных направлений вузов должно стать активное развитие непрерывного образования, активное сотрудничество с республиканской системой образования, со школами. Вузам рекомендуется должны создавать вокруг себя экосистему, вводить профильные классы в соответствии с собственными специализациями.
Важное направление работы вузов – дополнительное образование школьников. Именно дополнительное образование, а не только подготовка к поступлению в вуз. Это должны быть постоянно действующие кружки, секции, мастерские, дискусионно-гуманитарные клубы, летние школы…
Очень важна программа переподготовки и стажировки учителей. Необходимо в систему повышения квалификации педагогов подключить лучшие кадры вузов, лаборатории, учебные центры должны быть доступны для каждого учителя.
Из года в год растёт число иностранных студентов, обучающихся в техникумах, колледжах и вузах республики, что свидетельствует о конкурентоспособности и востребованности учебных заведений Чувашии. В этом учебном году профессиональное образование в Чувашии получали более 2 тысяч иностранных граждан из 50 стран, что почти на 20 процентов больше, чем в прошлом учебном году.
Каждый директор школы, каждый педагогический коллектив должен осмыслить масштабные задачи, обозначенные в новом майском указе Президента России и национальном проекте «Развитие образования» и разработать план действий.