Министерство образования Чувашской Республики

Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Чувашской Республике на 1 сентября 2021 года

В Чувашской Республике создана и развивается система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью.

Включение детей с инвалидностью и ОВЗ в систему образования начинается с раннего возраста. Во исполнение положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации в Чувашской Республике создаются межведомственные службы ранней помощи.

По данным мониторинга, в 2021 году в Чувашской Республике на базе образовательных организаций и отделов образования в каждом муниципалитете создано 122 консультационных пункта. В консультационных пунктах Чувашской Республики в 2021 году оказано 86 тыс. единиц услуг, что практически в два раза превышает показатели предыдущих лет (в 2020 году – более 40 тыс., 2019 году – более 35 тыс.).

 В 74 пунктах организованы службы ранней коррекционной помощи,  из них 36 пунктов  созданы на  базе дошкольных образовательных организаций, 36 – на базе общеобразовательных организаций и  2 – на  базе ППМС-центров. Помимо вышеизложенного, в  трех негосударственных организациях функционировали  службы ранней помощи (частный детский сад «Дошкольная академия», инклюзивный центр «Корабль веры», Центр помощи детям-инвалидам во имя святителя Луки в г. Алатырь).  

В 2021 году 407  специалистов  привлечены  к оказанию услуг  ранней помощи, из них 34 учителей-дефектологов, 96 – учителей-логопедов, 123 педагога-психолога и др. специалисты. Общее количество обращений в службы ранней помощи составило более 14175 единиц, что  свидетельствует о востребованности и значимости данных служб среди молодых семей и родителей (законных представителей), воспитывающих детей с различными заболеваниями. Специальная квалифицированная помощь ребенку с ОВЗ и его семье позволяет обеспечить полную интеграцию его в социуме. Именно своевременно оказанная помощь специалистами службы сопровождения поможет детям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, в дальнейшем без тревог адаптироваться в образовательном учреждении.

По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, передаваемым в федеральную информационную систему доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2021 г. из 60938 детей, посещающих дошкольные образовательные организации Чувашской Республики,  2334 детей (3,8%) являются детьми с ОВЗ и 581 – детьми-инвалидами.

В 2021 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, увеличилась на 33% (в 2020 году – 1583, в 2019 году – 1455 воспитанников с ОВЗ), а количественный показатель  детей-инвалидов снизился  на 4% (в  2020 году – 608 детей-инвалидов, в 2019 году – 325 детей-инвалидов).

В системе дошкольного образования Чувашской Республики созданы условия для осуществления непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. В 198 дошкольных образовательных организациях созданы условия для оказания реабилитационных услуг: функционируют 130 групп компенсирующей направленности, 18 дошкольных групп  комбинированной направленности, 4 инклюзивные дошкольные  группы, 18 оздоровительных дошкольных групп (в 2019 году – 97 групп), в которых воспитываются 2334 ребенка с ОВЗ и 616 детей-инвалидов:

с нарушением слуха – 49 воспитанников, с нарушениями зрения – 53 воспитанника,  с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 143,  с расстройствами аутистического спектра – 55, с нарушениями интеллекта – 82,  с  психическими нарушениями – 6,  с тяжелыми и множественными нарушениями – 59, с соматическими заболеваниями – 110 и иных нозологических групп – 59.

На уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2021-2022  учебном году получают образование 2928 обучающихся с ОВЗ, из них 1152 обучающихся – по адаптированным основным образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), первый показатель ниже аналогичных 2020-2021  учебного года на 10% , однако второй показатель – выше на 16%.

В 2021-2022 учебном году по региону функционировало 515 инклюзивных и 12 автономных классов. Инклюзивно в 2021-2022 учебном году обучалось 1510 обучающихся с ОВЗ и 1044 ребенка-инвалида, что на 13% обучающихся с ОВЗ меньше  по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, а детей-инвалидов на 7% больше соответственно.

Количество специальных коррекционных классов для обучающихся с ОВЗ в 2021 году составило 131. В данных классах обучается 1412 детей с ОВЗ (из них 64% обучающихся детей-инвалидов) и 1200 детей-инвалидов. По сравнению с 2020-2021 учебным годом наблюдается незначительное  снижение показателей по сравнению с предыдущим периодом.

Кроме того, в 2021-2022 учебном году в системе общего образования функционирует 110 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 730 обучающихся с ОВЗ (имеющие статус «ребенок-инвалид»). Количество подобных классов с 2021 года сохранилось на прежнем уровне, и численность обучающихся  уменьшилось  практически  на  18%.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ГИА-9, ГИА-11), является обязательной (статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). При этом для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью создаются специальные условия, также они вправе проходить итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

В региональную информационную систему государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (РИС ГИА-11) в 2021-2022 учебном году были внесены данные о 67 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, что на 39,58% больше, чем в 2020-2021 учебном году (48 обучающихся). В 2021-2022 учебном форму единого государственного экзамена  (ЕГЭ) для прохождения ГИА-11 выбрали 46 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью,  что на 64,29 % больше, чем в 2020-2021 учебном году (28 обучающихся). Форму ГВЭ для прохождения ГИА-11 в 2021-2022  выбрал 21 обучающийся с ОВЗ и инвалидностью,  что на 5% больше, чем в 2020-2021 учебном году (20 обучающихся).

В ЕГЭ по русскому языку в 2021-2022 учебном году приняли участие 46 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, что на 64,29 % больше, чем в 2020-2021 учебном году (28 обучающихся). В ЕГЭ по математике (профильного уровня) в 2021-2022 учебном году приняли участие 22 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, что на  69,23% больше, чем в 2020-2021 учебном году (13 обучающихся). В ЕГЭ по математике (базового уровня) в 2021-2022 учебном году приняли участие 23 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в 2020-2021 учебном году экзамен по данному предмету не проводился в связи с внесенными изменениями в Порядок проведения ГИА-11.

В 2021-2022 учебном году в РИС ГИА-11 были внесены данные о 47 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в ЕГЭ по русскому языку приняли участие 32 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В ЕГЭ по математике (профильного уровня) в 2021-2022  учебном году приняли участие 19 обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

В региональную информационную систему государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (РИС ГИА-9) в 2021-2022 учебном году внесены данные о 372 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, что  на 17,35% больше, чем в 2020-2021 учебном году (317 обучающихся). В основном государственном экзамене (далее – ОГЭ) по русскому языку и математике в 2021-2022 учебном году приняли участие 17 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В государственном выпускном экзамене (далее – ГВЭ) по русскому языку и математике в 2021-2022 учебном году приняли участие 354 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

По итогам реализации Программы «Доступная среда» в 2021 году:

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет
100% (плановое значение - 100%);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составляет
75 % (плановое значение -75%);

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного и среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста составляет 100% (плановое значение - 100%).

По итогам 2021 года в Чувашской Республике количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов, составляет 354 (92,7% от их общего количества при плановом значении 80%), дошкольных образовательных организаций - 139 (57,6% от их общего количества).

Одновременно в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41, 66).

На начало 2021-2022 учебного года по программам общего образования на дому обучались 598 обучающихся с ОВЗ, из них 429 имеют статус ребенка-инвалида, что на 12,8% обучающихся с ОВЗ и на 7% детей-инвалидов больше, чем в 2020-2021 учебном году. Стоит учитывать, что численность обучающихся на дому в течение учебного года меняется в связи с тем, что обучающемуся может быть рекомендовано освоение образовательных программ на дому на период от 21 дня до учебного года.

 В период распространения новой коронавирусной инфекции в Чувашской Республике специалистами регионального и муниципальных органов управления образованием, Регионального информационно-консультационного центра Чувашской Республики (БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии) оказывалась консультационная поддержка по вопросам контактной работы обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, а также по использованию различных образовательных технологий, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом нозологий, по телефонам и электронной почте.

С целью обеспечения безопасных условий учебного процесса и сохранения здоровья обучающимся с инвалидностью и/или, имеющим хронические заболевания, временно проводилось обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения. Для данных целей образовательными организациями семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, выдавались компьютерная техника и периферийное оборудование с установленным комплектом программного обеспечения, ассистивные средства, а также производилась оплата услуг связи (доступ к сети «Интернет») для организации дистанционного образования детей-инвалидов.  А также для реализации социальных гарантий детей с ОВЗ были предусмотрены компенсационные выплаты за горячее питание или организована выдача сухих пайков обучающимся.

В республике в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» обновлена материально-техническая база 2 общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.

В целях реализации мероприятий по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» одной из главных задач образовательных организаций  является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося.

Основная задача – это социально-бытовая и социально-трудовая адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности (по определенному трудовому профилю).

Образовательная программа по предметной области «Технология» содержит оптимальный объём знаний, направленных на овладение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии по профилю труда, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач.

В рамках проекта оснащены мастерские для реализации предметной области «Технология» современным оборудованием и средствами обучения, включающими в себя наборы разнообразных современных инструментов, приборов, станков, швейных машин, мебели. Это позволит обучающимся не только закреплять на практике полученные знания, но и комфортно обучаться различным приемам рукоделия. Закуплено оборудование для кулинарии, которое позволяет освоить основные навыки приготовления различных блюд на уроках технологии.

Также оборудованы классы для обучения детей с применением лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по физике, химии, биологии и экологии.

Кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и  сенсорная комната пополнились современными диагностическими комплексами, коррекционно-развивающими и дидактическими средствами обучения. Это позволит педагогам проводить как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми. Данные средства обучения помогут развить физиологическое и речевое дыхание учащихся, мелкую моторику, память, звукопроизношение, логическое мышление, внимание, артикуляцию.

Установлено новое оборудование для занятий адаптивной физической культурой.

На уровнях общего образования в 2021-2022 учебном году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с  для ОВЗ и с инвалидностью в общеобразовательных организациях осуществляли более  1600 педагогических работников и специалистов: 189 учителей-дефектологов (из них 55 - в дошкольных образовательных организациях), 512 учителей-логопедов (из них 318 - в дошкольных образовательных организациях), 442 педагогов-психологов (из них 164 - в дошкольных образовательных организациях), 365 социальных педагогов, 27 тьюторов и иных 88 (педагогов, специалистов АФК и других).

В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью в 2021 году БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии проведены обучающие мероприятия для более 1200 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий:

Особое внимание уделяется реализации права на образование детей-инвалидов, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты (далее – ДДИ).

Численность детей-инвалидов, проживающих в ДДИ, школах-интернатах  Чувашской Республики, составило  239 человек, из них 180 воспитанников с инвалидностью. Обучением по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью охвачены 100% несовершеннолетних и 36% граждан старше 18 лет, проживающих в ДДИ. Из числа воспитанников 18 лет и старше по форме дополнительного образования (кружковые работы) занимаются 88 лиц.

В Чувашской Республике продолжает развиваться система дополнительного образования, куда включаются обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью. В 2021 году по программам дополнительного образования обучается порядка 1 тыс.  детей с ОВЗ, в том числе более 0,3 тыс. лиц с инвалидностью обучались в дистанционном формате.

Прием по программам среднего профессионального образования (далее – СПО) лиц с инвалидностью в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился с 342 человек до 351 (на 2,6%). Обеспечение доступности осуществляется за счет создания соответствующей инфраструктуры базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) и ресурсных учебно-методических центров.

В Чувашской Республике функции БПОО возложены на государственное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – ЧЭТК). В ЧЭТК активно создаются условия для получения среднего профессионального образования людьми с ОВЗ и инвалидностью, укрепляется материально-техническая база, закупаются технические средства обучения для лиц с особыми потребностями, формируется доступная архитектурная среда.

На базе БПОО на постоянной основе проводятся информационные встречи с обучающимися специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов и их родителями по вопросам приема в профессиональные образовательные организации. Проводится мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ Чувашской Республики в получении среднего профессионального образования. Широко развернута профориентационная деятельность: дни открытых дверей, выезды в школы, проведение профессиональных проб и тестов, консультации, трансляции видеороликов о профессиях и т.д. Организуется работа психолого-педагогических и социально-педагогических служб сопровождения инклюзивного профессионального образования, оказания консультативной помощи обучающимся и их родителям.

БПОО налажена совместная работа с общественными организациями инвалидов, центрами занятости населения, работодателями по вопросам трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

С целью консультационного, экспертного и методического сопровождения на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам, с 2018 года на базе ЧЭТК функционирует ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (далее – РУМЦ СПО).

За 2021 год специалистами ресурсного центра было разработано 6 адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (всего 21 за время существования РУМЦ СПО) и 7 дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки. В 2019 году разработано три программы профессионального обучения, на данный момент две реализуются на базе ЧЭТК. Разработаны и размещены на информационно-технологической платформе СЭО 3.5 Академия-Медиа 14 онлайн-курсов (электронные УМК по специальностям и профессиям), которые активно реализуются при организации обучения с использованием дистанционных технологий в условиях пандемии. За последние три года разработано 9 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по инклюзивному образованию для педагогических работников СПО, по которым прошли обучение только за 2021 год более 200 педагогов. В 2021 году успешно проведены: всероссийский семинар и всероссийская конференция по обмену опытом, изучению лучших практик инклюзивного образования. Специалисты РУМЦ СПО и привлеченные лица разрабатывают методические материалы по сопровождению инклюзивного образования в СПО.

На базе РУМЦ СПО, БПОО  действует «горячая линия», где могут получить актуальную консультационную и методическую помощь не только педагоги, но и лица с ОВЗ и другие заинтересованные стороны.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. На его реализацию в 2019 году направлено 375,6 млн. рублей, в 2020 году - 59,0 млн. рублей.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 20% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью и с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», президентской платформы «Россия – страна возможностей», предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

В 2021 году в Чувашской Республике был проведен V Чемпионат «Абилимпикс», в котором приняли участие 105 участников в возрасте от 14 до 20 лет, среди них было 17 студентов БПОО. Студенты БПОО успешно выступили на Чемпионате и получили 4 золотых, 5 серебряных, 3 бронзовых медали.

Победители Регионального Чемпионата в ноябре 2021 года приняли участие в Отборочном этапе VII Национального Чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ и 9 человек вышли в финал, который состоится в октябре 2022 года в г. Москва. По итогам мониторинга трудоустройства участников конкурсов «Абилимпикс» по состоянию на конец 2021 г. занятыми являются 96% участников региональных конкурсов «Абилимпикс» 2021 года (из них трудоустроены – 9%, продолжают обучаться – 91%).

Прикрепленные файлы

Информ справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Скачать
(docx,   31,51 Kb)