Министерство образования Чувашской Республики

Обзор типичных нарушений в уставах образовательных организаций, а также требования законодательства об образовании, предъявляемые к содержанию устава

Обзор типичных нарушений в уставах образовательных организаций, а также требования законодательства об образовании, предъявляемые к содержанию устава

 

В ходе проведения проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования одним из вопросов предмета проверки является изучение уставов образовательных организаций на соответствие действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

В целях реализации требований статьи 8.2  Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в рамках реализации  мероприятий, предусмотренных Программой предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Чувашской Республики обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации  в сфере образования на 2018 год, управление по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии дает разъяснения по вопросам, возникающим при разработке устава.

  1. Какие типичные нарушения выявляются в ходе проверки устава образовательной организации?

При проведении мероприятий по контролю в 2018 году проанализированы уставы  дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования и организаций дополнительного профессионального образования. Выявлены следующие факты несоответствия уставов установленным требованиям:

наличие положений, не соответствующих действующему законодательству (отчисление обучающихся за грубое нарушение устава);

информация о видах реализуемых образовательных программ указана без учета положений статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон об образовании). Так, вместо дополнительных общеразвивающих программ закреплено преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов. Указанные положения были предусмотрены статьёй 45 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», утратившего силу статьёй 110 Федерального закона об образовании;

не установлен порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30 Федерального закона об образовании);

не установлены структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации (часть 5 статьи 26 Федерального закона об образовании);

не закреплен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (пункт 17 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании);

не определена форма принятия участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией (пункт 7 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании);

не установлены права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52 Федерального закона об образовании).

  1. Какие положения Федерального закона об образовании должны быть учтены при разработке устава?

При разработке уставов необходимо руководствоваться следующими положениями Федерального закона об образовании:

часть 5 статьи 23

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации

часть 2 статьи 25

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

часть 4 статьи 26

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации

часть 5 статьи 26

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

часть 4 статьи 27

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

часть 4 статьи 28

Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

часть 1 статьи 30

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

часть 2 статьи 33

Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

пункт 17 части 1 статьи 34

Обучающимся предоставляются академические права на:

участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

пункт 7 части 3 статьи 44

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

пункт 9 части 3 статьи 47

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

пункт 1 части 2 статьи 50

Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

часть 1 статьи 51

Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

часть 6 статьи 51

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

часть 3 статьи 52

Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

часть 3 статьи 102

При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

 

  1.  Следует ли учитывать положения других нормативных правовых актов при разработке устава?

В ходе составления проекта устава и (или) внесения в него изменений также следует учитывать требования порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования. Например, положения, установленные приказами:

 Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468) и другими приказами Минобрнауки России, устанавливающими  порядок организации и осуществления образовательной деятельности.