Реализация национального проекта «Образование» в Чувашской Республике: задачи и перспективы, журнал "Народная школа"

С.В. Кудряшов, министр  образования и молодежной политики Чувашской Республики

Национальный проект «Образование» направлен на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.В рамках национального проекта в Чувашии утверждены и реализуются 8 региональных проектов.

Общий объем финансирования регионального проекта «Современная школа» на 2019-2024 гг. составляет 1 741,8 млн. рублей. Одними из ключевых мероприятий проекта станут внедрение обновленных ФГОС общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, повышение квалификации педагогов и специалистов организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.

Благодаря победе Чувашии в конкурсном отборе Минпросвещения России
в 2019 году в 40 школах Чувашии создаются центры образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» с общим охватом не менее 1 тысячи обучающихся. А в 2020-2022 годах в школах республики откроются еще 120 таких центров. Основная цель создания Центров цифрового и гуманитарного развития школьников «Точка роста» – предоставление качественного современного образования школьникам, проживающим в сельской местности и малых городах. Занятия в «Точках роста» будут проводиться не только по общеобразовательным программам по предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ», но и программ дополнительного образования детей – по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности.

Средства еще одного выигранного республикой федерального гранта в 2019 году пойдут на обновление материально-технической базы в 5 школах, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Планируется приобрести оборудование для трудовых мастерских, кабинетов педагога-психолога, дефектолога, логопеда, помещений для дополнительного образования. В 2020-2022 годах материально-техническую базу обновят еще 6 коррекционных школ.

Кроме того, проект предусматривает создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2019 году построена новая школа на 1100 мест в мкр. «Волжский-3» г.Чебоксары и школа на 300 мест в городе Ядрин. А в 2020 году будет введена в эксплуатацию школа на 1600 мест в мкр. «Новый город» г.Чебоксары.

В этом году планируется начать строительство школы на 165 мест
в д. Байгулово Козловского района (ввод в 2020 г.), в 2020 году – школы на 108 мест в д. Кашмаши Моргаушского района, пристроя на 120 мест к Шыгырданской средней общеобразовательной школе № 1 Батыревского района. Всего на создание новых мест для школьников в 2019-2021 годах выделены средства в размере 1611,6 млн. руб., в том числе 1276,3 млн. руб. из федерального бюджета.

Проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Общий объем финансирования регионального проекта на 2019-2024 гг. составляет 372,1 млн. рублей.

Широкие возможности и условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности открывает система дополнительного образования. И если на начало 2019 года в кружках и секциях занимается 70 % детей республики, то к 2024 году необходимо увеличить охват дополнительным образованием до 80 % (к концу 2019 г. – 73%).

В целях ранней профориентации детей и подростков предусмотрено проведение открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», «Уроки настоящего» и других. В 2019 году участниками таких уроков станут 27 тысяч обучающихся (к 2024 г. – 117 тысяч человек). Логичным дополнением к этому направлению станет реализация проекта «Билет в будущее», к 2024 году не менее 72 тысяч детей республики получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (в 2019 г. – 3 тыс. детей).

Надо отметить, что в 2018 году Чувашия стала победителем конкурсного отбора на получение федеральных средств по 4 направлениям проекта. В этом году будут созданы:

  • Центр по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи по модели центра «Сириус» по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт».
  • Еще один детский технопарк «Кванториум» на базе Новочебоксарского химико-механического техникума (чтобы сделать образовательные практики «Кванториумов» доступными для детей, проживающих в других городах и селах – в 2020-2022 годах в Чувашии появятся еще 3 мобильных детских технопарка).
  • Центр развития современных компетенций детей на базе Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова – Дом научной коллаборации им. С.А. Абрукова. Основными направлениями в центре будут математика, информатика, биоинформатика.
  • Получит развитие модельный центр дополнительного образования детей, который позволит активнее развивать систему сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, разрабатывать современные дополнительные общеразвивающие программы, реализовывать дистанционные и модульные программы.

Основные цели регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» – создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания,путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В 2019 году планируется оказать 40 тысяч таких услуг на базе 31 консультационного центра, а к 2024 году – до 300 тысяч услуг.

Центр образования и комплексного сопровождения детей Минобразования Чувашии получил федеральную субсидию в размере 14,5 млн. рублей на реализацию проекта «Родители 3.0». Средства направляются на организацию очных, дистанционных и выездных консультаций, на внедрение автоматизированной информационной системы «Родители 3.0» в сети Интернет, на улучшение материально-технического оснащения консультационных пунктов, а также на повышение квалификации специалистов. При этом услуги оказываются родителям безвозмездно.

Региональный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование у обучающихся ценности к саморазвитию и самообразованию, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. Общий объем финансирования регионального проекта составляет 109,7 млн. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 12,3 млн. рублей.

За счет федерального гранта в рамках проекта в 2019 году на базе Канашского педагогического колледжа создается центр цифрового образования детей «IT-куб» с охватом не менее 500 детей. В 2020 и 2021 годах в Чувашии будут созданы еще два таких центра. «IT-Куб» открывает широкие возможности для дальнейшего профессионального и личностного становления и развития в условиях востребованности специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Обучение в центре будет организовано по семи направлениям: программирование на Python; мобильная разработка; разработка VR/AR-приложений; системное администрирование; основы программирования на Java; цифровая гигиена и работа с большими данными; базовые навыки программирования на C-подобных языках.

Кроме того, в рамках проекта к концу 2024 года планируется обеспечить все образовательные организации в городской и сельской местности интернет-соединением со скоростью не менее 100Мб/c и 50Мб/с соответственно, ежегодно повышать квалификацию не менее 200 работников в области современных технологий электронного обучения.

Проектом «Учитель будущего» предусматривается внедрение национальной системы профессионального роста педагогов. В 2021-2022 годах в Чувашии будут созданы два Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов. В ходе добровольной независимой оценки будет определяться степень развития профмастерства педагогов, работающих с детьми, по единым контрольно-измерительным материалам. Результаты проведенной диагностики лягут в основу индивидуальной образовательной траектории каждого конкретного учителя. Также будет проводиться пробное тестирование педагогов перед аттестацией на присвоение квалификации и на соответствие занимаемой должности, а также сертификация программ дополнительного профобразования

К 2024 году планируется вовлечь в национальную систему профессионального роста педагогических работников не менее половины учителей, обеспечить прохождение не менее 10 % педагогов добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, повысить уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования не менее 50 % педагогов системы общего.

Молодые учителя будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, что позволит создать условия для  их профессиональной адаптации.

Реализация регионального проекта «Молодые профессионалы» направлена на формирование современной инфраструктуры для развития профессионального мастерства, опережающей профессиональной подготовки и популяризации рабочих профессий. К концу 2024 года в Чувашской Республике за счет средств федеральной поддержки планируется создать центр опережающей профессиональной подготовки и не менее 85 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой. Общий объем финансирования регионального проекта на 2019-2024 гг. составляет 351,1 млн. рублей.

В этом году пять техникумов и колледжей Чувашии стали победителями конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета. Средства в объеме 88,5 млн. рублей будут направлены на создание 25 лабораторий и мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по стандартам Ворлдскиллс.

В 2021 году в Чувашии будет создан Центр опережающей профессиональной подготовки – оператор ресурсов для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне стандартов Ворлдскиллс.

Проект «Социальная активность» стал логичным продолжением комплекса мероприятий, проведенных в рамках Года волонтера в 2018 году. Он направлен создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества. В рамках проекта к 2024 году необходимо вовлечь 20 % граждан в добровольческую (волонтерскую) деятельность (в 2019 г. – 14 %), 45 % молодежи в творческую деятельность (в 2019 г. – 30 %) и 70 % студентов в клубное студенческое движение (в 2019 г. – 25 %). В деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций к 2024 году планируется вовлечь около 65 тысяч человек (в 2019 г.– 47 тысяч человек).

В 2019 году на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа начал действовать Ресурсный центр по поддержке добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий. На его создание по итогам конкурсного отбора Росмолодежи Чувашия получила более 11,2 млн. рублей. Сейчас ведется закупка оборудования для оснащения центра (аварийно-спасательное и электромонтажное оборудование, компьютеры, специальные манекены и тренажеры, радиостанции и навигаторы, средства индивидуальной защиты). Волонтеры центра будут обучать население правилам поведения при пожарах, авариях, стихийных и иных бедствиях. Студенты-добровольцы ресурсного центра уже начали проводить выездные мастер-классы для школьников и воспитанников детских садов.

Целью проекта  «Новые возможности для каждого» является создание условий для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, повышение доступности и вариативности программ обучения, в том числе с использованием интеграционной платформы непрерывного образования, а также увеличение охвата граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования до 110 тыс. человек в год.

На сегодняшний день в рамках регионального проекта организована работа по разработке образовательных программ для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также трудовых эмигрантов. Проводится информационная кампания по популяризации среди населения и работодателей дополнительных профессиональных программ и программ дополнительного образования взрослых, в том числе в целях овладения компетенциями в области цифровой экономики.

Таким образом, национальный проект «Образование» в целом направлен на повышение благосостояния всех граждан: он открывает новые возможности для учителей (поэтапное снижение отчетности, цифровой контент для педагогического творчества и экспериментов, новые форматы карьерного роста и возможности для самореализации), для школьников (современное оборудование, гибкость программ, новые формы самореализации), для студентов (современные лаборатории и мастерские, возможность обменов, повышение процента трудоустройства, множество новых социально-активных сообществ и объединений), для родителей (возможность получения бесплатных консультаций по вопросам развития и воспитания детей, удобные цифровые сервисы), для граждан трудоспособного и пенсионного возраста (доступность бесплатного дополнительного образования, конкурсы для самореализации).



журнал "Народная школа"