Министерство образования Чувашской Республики

Об итогах проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Об итогах проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В соответствии с утвержденным планом плановых проверок на 2018 год управлением по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии в октябре 2018 года проведено 18 плановых проверок. Плановые проверки проведены в отношении: 8 общеобразовательных организаций; 6 дошкольных образовательных организаций; 2 организаций дополнительного образования; 1 профессиональной образовательной организации; 1 организации, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Тематические плановые проверки проведены в рамках: федерального государственного надзора в сфере образования в 4 дошкольных образовательных организациях, 1 общеобразовательной организации и 1 организации, осуществляющей  лечение, оздоровление и (или) отдых  организации,  осуществляющей социальное обслуживание; федеральному государственного контролю качества образования в 2 общеобразовательных организациях; лицензионному контролю в 2 дошкольных образовательных организациях.

В октябре проведено 8 комплексных проверок, которые включали в себя несколько целей проверки, из них:

федеральный государственный контроль качества образования и лицензионный контроль изучался в 4 общеобразовательных организациях;

федеральный государственный надзор в сфере образования  и лицензионный контроль в 2 организациях дополнительного образования и 1 общеобразовательной организации;

федеральный государственный контроль качества образования, федеральный государственный надзору в сфере образования и лицензионный контроль в 1 профессиональной образовательной организации.

Плановые проверки проведены в образовательных организациях городов Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Батыревский, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Урмарского, Чебоксарского и Яльчикского районов.

1. При федеральном государственном надзоре в сфере образования нарушения выявлены в  6 организациях. Типичные нарушения:

нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанные с размещением информации на официальном сайте (пункты 3, 5 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582);

несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации в сфере образования (часть 5 статьи 26 Закона об образовании);

нарушение требований к порядку проведения аттестации педагогических работников (пункты 9, 11, 13, 20 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23.05.2014 № 32408);

не внесение сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (часть 9 статьи 98 Федерального закона об образовании, пункта 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»);

нарушение требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов (часть 2 статьи 30 Закона об образовании);

отсутствие локальных нормативных актов, предусмотренные статьей 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

определяющий обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 часть 1);

определяющий порядок освоения обучающимися наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (пункт 6 часть 1);

определяющий порядок зачета организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 7 часть 1);

определяющий порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (пункт 21 часть 1);

определяющий порядок посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации и не предусмотрены учебным планом (часть 4).

отсутствие локальных нормативных актов, предусмотренные статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

определяющий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности (пункт 7 часть 3).

определяющий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными и методическими услугами организации (пункт 8 часть 3).

определяющий соотношение учебной (преподавательской) и  другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника (часть 6).

По фактам выявленных нарушений выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений. В связи с истечением срока давности совершенных правонарушений составлено 1 определение об отказе в возбуждении административного дела.

2. При лицензионном контроле правонарушения выявлены в 4 организациях. Типичные нарушения:

нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013  № 966 (далее – Положение) в части отсутствия в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации                  от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение) в части  в части отсутствия у образовательной организации  безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания                   в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований,в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании                в Российской Федерации».

По итогам проведения лицензионного контроля выдано 4 предписания. Составлено 3  протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20  КоАП РФ.                         В связи с истечением срока давности совершенных правонарушений составлено                               1 определение об отказе в возбуждении административного дела (часть 2 статьи 19.20  КоАП РФ).

3. При федеральном государственном контроле качества образования в 4 общеобразовательных организациях выявлены несоответствия основных образовательных программ начального общего образования (далее – ООП НОО), основного общего образования (далее – ООП ООО) и среднего профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Типичные нарушения:

в пояснительной записке ООП НОО не раскрыты общие подходы к организации внеурочной деятельности (пункт  19.1 приказа № 373 от 06.10.2009);

в организационном разделе ООП ООО отсутствует описание  кадровых, финансово-экономических, психолого-педагогических  условий реализации ООП ООО (пункты 22, 23, 25 приказа № 1897 от 17.12.2010);

в рабочих программах учебных предметов ООП ООО не определены планируемые результаты (пункт 18.2.2 приказа № 1897 от 17.12.2010);

в рабочих программах учебных предметов ООП НОО не определены планируемые результаты (пункт 19.5 приказа № 373 от 06.10.2009);

в рабочих программах курса внеурочной деятельности ООП ООО не содержатся формы организации и виды деятельности обучающихся (пункт 18.2.2 приказа № 1897 от 17.12.2010);

не учтены требования пункта 7.11 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности в части разработки программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), реализуемой на базе основного общего образования, на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования;

при разработке ППССЗ образовательной организацией не учтены требования пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в части включения в учебный план профиля обучения не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей  профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области;

в рабочей программе по общеобразовательному предмету «Родная литература» в составе ППССЗ:

планируемые предметные результаты, не соответствуют требованиям пункта 9.2 ФГОС СОО;

отсутствуют личностные и метапредметные результаты, что не соответствует требованиям пункта 18.2.2 ФГОС СОО;

в рабочих программах по дисциплинам в составе ППССЗ:

сформулированные общие компетенции не соответствуют компетенциям, предусмотренным в пункте 5 и разделе 6 ФГОС СПО;

не сформулированы  требования к результатам освоения (компетенциям), что не соответствует требованиям пункта 7.1 ФГОС СПО;

сформулированные требования к результатам освоения (знаниям, умениям) не соответствуют требованиям, предусмотренным в пункте 5 и разделе 6 ФГОС СПО;

не сформулированы требования к профессиональным компетенциям, предусмотренным в пункте 5 и разделе 6 ФГОС СПО.

Выявленные несоответствия устранены в ходе проверки. Действие государственной аккредитации в общеобразовательных организациях и в профессиональной образовательной организации не приостанавливалось.

Всего по результатам плановых проверок, проведенных в октябре, выдано 9 предписаний об устранении выявленных нарушений (50,0 % от общего числа проверенных объектов):

Объект проверки

Общее число проверенных  объектов

Выдано предписаний

по вопросам

Федеральный государственный надзор в сфере образования

(% от общего числа проверенных объектов)

Лицензионный

контроль

(% от общего числа проверенных объектов)

дошкольные образовательные организации

6

0

0

организации дополнительного образования

2

2

100%

1

50%

общеобразовательных организаций

8

2 (25%)

2 (25%)

 

организации, осуществляющие  лечение, оздоровление и (или) отдых  организации,     

осуществляющие социальное обслуживание

1

0

 

0

профессиональных образовательных организаций

1

1 (100%)

 

1 (100%)

ИТОГО

18

5 (27,8%)

4 (22,2%)

В ноябре текущего года планом плановых проверок предусмотрены проверки образовательных организаций городов  Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Вурнарского, Канашского, Красноармейского, Цивильского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского и Шумерлинского районов. План плановых проверок на 2018 год размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/1-ezhegodnie-plani-provedeniya-planovih-proverok

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные  требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю образовательной деятельности размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/2-normativno-pravovie-akti

Информация об итогах проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашской Республики с указанием типичных нарушений размещена на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/3-rezuljtati-provedeniya-planovih-i-vneplanovih-pr