Министерство образования Чувашской Республики

15:46 Новый учебник русского языка для учащихся 2 класса чувашских школ

В 2008 году по заказу  Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики подготовлена программа  по русскому языку для 1 – 4 классов, Чувашским книжным издательством выпущен новый учебник русского языка для 2 класса и рабочая тетрадь. Они предназначены для школ с чувашским языком обучения. Составителями программы и авторами учебника и рабочей тетради являются Бычков В.И., Беляева З.М., Рыбакова А.В.         
Учебный комплект способствует достижению следующих целей обучения: формированию и развитию способности учащихся  к общению на русском языке; овладению уровнями языковой системы: фонетическим, лексическим, грамматическим, построением текста; овладению умениями слушания, говорения, чтения, письму, необходимыми для  повседневного общения и в учебной сфере, воспитанию уважительного отношения к  русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщению к культуре  и литературе русского народа.
Учебник “Русский язык” составлен по тематическому принципу. Материал учебника рассчитан на 124 урока.  В центре каждого урока – текст и работа с ним с целью формирования текстовых умений.  Лексической теме сопутствует орфографический или грамматический материал. Раздел “Здравствуй, наша школа!” включает тексты и упражнения для  повторения. Раздел “Вспомним лето”. В качестве грамматического материала упражнения на тему “Слова, называющие предметы”. В раздел “Осень” включены  упражнения по теме “Слова, называющие действия и признаки предметов”. В разделе “Книга – твой друг” представлены упражнения на выделение звуков русского языка и их обозначение буквами в соответствии с правилами русской графики. В разделе “Домашние и дикие животные и птицы” дети ознакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными и их обозначением. При изучении раздела “Зимой” запланировано знакомство с правилами русской орфографии: сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, а также с правилами переноса слов с одной строки на другую. В разделе “Моя семья. Учимся культуре поведения” идет знакомство с понятием “текст” и его типами: повествованием и описанием. В разделе “День защитника Отечества” предусмотрено совершенствование знаний о словах, называющих действия  предметов. “8 Марта – мамин день”. В этом разделе дети учатся изменять по падежным вопросам слова, называющие предметы. В разделе “Весна” учащимся предложены упражнения на изучение состава слова. В разделах “9 Мая – день Победы” и “Моя Родина – Чувашская Республика” дан материал на повторение.
К учебнику прилагается рабочая тетрадь. Упражнения, данные в ней, предназначены для самостоятельной работы учащихся.

Приказом Минобразования Чувашии в 2008/2009 учебном году в 13 школах республики 15 учителей начальных классов участвовали в эксперименте по апробации данного учебного комплекта. Руководителем эксперимента являлась Рыбакова А.В., доцент Чувашского республиканского института образования.
В ходе эксперимента часть учителей взяла учебник “Русский язык” для чувашских школ в качестве основного (СОШ № 6 г.Чебоксары, Калайкасинская, Москакасинская, Ярабайкасинская СОШ Моргаушского района), другая часть использовала его в качестве дополнительного к учебнику Т.Г.Рамзаевой (Нискасинская СОШ Моргаушского района, Тракская гимназия, Аликовская СОШ).
Все учителя положительно оценили учебник, в то же время отметили недостатки, высказали свои пожелания.    
Васильева Л.И. СОШ № 6 г.Чебоксары:

 «Учебник оформлен очень красочно. Жёлто - красный  цвет, цвет  чувашского  флага, с чувашским  узором. Учебник  для  современных  чувашских  детей.
Много текстов, помогающих формировать у детей уважительное отношение к своей республике, своему  государству. А также много стихов и скороговорок, пословиц. Упражнения в учебнике  увлекательные и интересные. Упражнения  помогают овладевать основами  фонетического, лексического, морфологического, синтаксического строения  языка, построения  текста. Учебник  актуальный. Мои  пожелания авторам этого учебника - только  слова  благодарности».
«Такой  учебник  хочется  брать  в  руки. Номера   уроков  выделены  красным  цветом, правила - жёлтым, словарные  слова - синим, сведения о языке - розовым, ключевые  слова напечатаны  жирными  буквами, что позволяет ученику  хорошо ориентироваться  в учебнике. Сюжетные  картинки, рисунки выполнены  в ярких, сочных  красках, что сразу привлекает  внимание  детей.  Хорошие тексты  для развития речи, мышления  и памяти».
Учителя начальных классов Среднекибечской СОШ Канашского района:
«Нам нравится  предложенный детям материал: разнообразные виды развивающих заданий, красочное оформление.
Очень хочется в обозримом будущем увидеть мультимедийное сопровождение к учебнику русского языка. Время не стоит на месте, эффективность применения средств мультимедиа в процессе обучения никому доказывать не нужно. Как здорово было бы, если бы к учебнику прилагался диск с мультимедийным сопровождением.
Думаем, подборка иллюстраций к словарным словам, для развития речи, интерактивные тесты, анимированные игровые упражнения, имеющие развивающую направленность, способствовали бы стимуляции внимания, логического мышления, творческой фантазии, повысили бы интерес к русскому языку. Хорошо было бы, если к темам «Вспомним лето», «Зимой» подобраны картины, их там нет».
Васильева К.И. Траковская гимназия:
«Учебник оформлен понятными,  подходящими к темам иллюстрациями. Только иллюстрация на странице 48 не соответствует теме. Она невзрачная, унылая, тусклая. Некоторые тексты для чтения слишком объёмные. Предложения в них сложные, не соответствующие темам уроков для 2 класса национальных школ. Желательно подобрать доступные по сложности предложения, тексты».
Учителя начальных классов Аликовской школы отметили разработанность упражнений для формирования фонетико-графических умений, развивающую направленность учебника.
В конце учебного года учащимся вторых классов была предложена итоговая проверочная работа по русскому языку. Работа состояла из трёх разделов: проверка навыков осознанного чтения (3 задания),  освоение системы языка (5 заданий) и письменные ответы на вопросы (5 вопросов). Получены сведения на 137 учащихся. С заданиями справились:
на высоком уровне 81 % учащихся
на среднем уровне – 17 %
на низком уровне – 2 %.
Задания из раздела “Чтение” выполнены на 92 %, из раздела “Освоение системы языка” – на 74 %, из раздела “Письмо” – на 82%.
Можно сказать, что ученики вторых классов читают осознанно и умеют находить информацию, заданную в тексте.  
Учебник «Русский язык, 2 класс» для школ с чувашским языком обучения (авторы Бычков В.И., Беляева З.М., Рыбакова А.В.) понравился ребятам и учителям. Все пожелания по совершенствованию учебника доведены до авторского коллектива.
В 2009/2010 году в школы республики поступит новый учебник данного авторского коллектива  «Русский язык, 3 класс».



10 июля 2009
00:00
Поделиться