15:46 Новый учебник русского языка для учащихся 2 класса чувашских школ
В 2008 году по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики подготовлена программа по русскому языку для 1 – 4 классов, Чувашским книжным издательством выпущен новый учебник русского языка для 2 класса и рабочая тетрадь. Они предназначены для школ с чувашским языком обучения. Составителями программы и авторами учебника и рабочей тетради являются Бычков В.И., Беляева З.М., Рыбакова А.В.
Учебный комплект способствует достижению следующих целей обучения: формированию и развитию способности учащихся к общению на русском языке; овладению уровнями языковой системы: фонетическим, лексическим, грамматическим, построением текста; овладению умениями слушания, говорения, чтения, письму, необходимыми для повседневного общения и в учебной сфере, воспитанию уважительного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщению к культуре и литературе русского народа.
Учебник “Русский язык” составлен по тематическому принципу. Материал учебника рассчитан на 124 урока. В центре каждого урока – текст и работа с ним с целью формирования текстовых умений. Лексической теме сопутствует орфографический или грамматический материал. Раздел “Здравствуй, наша школа!” включает тексты и упражнения для повторения. Раздел “Вспомним лето”. В качестве грамматического материала упражнения на тему “Слова, называющие предметы”. В раздел “Осень” включены упражнения по теме “Слова, называющие действия и признаки предметов”. В разделе “Книга – твой друг” представлены упражнения на выделение звуков русского языка и их обозначение буквами в соответствии с правилами русской графики. В разделе “Домашние и дикие животные и птицы” дети ознакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными и их обозначением. При изучении раздела “Зимой” запланировано знакомство с правилами русской орфографии: сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, а также с правилами переноса слов с одной строки на другую. В разделе “Моя семья. Учимся культуре поведения” идет знакомство с понятием “текст” и его типами: повествованием и описанием. В разделе “День защитника Отечества” предусмотрено совершенствование знаний о словах, называющих действия предметов. “8 Марта – мамин день”. В этом разделе дети учатся изменять по падежным вопросам слова, называющие предметы. В разделе “Весна” учащимся предложены упражнения на изучение состава слова. В разделах “9 Мая – день Победы” и “Моя Родина – Чувашская Республика” дан материал на повторение.
К учебнику прилагается рабочая тетрадь. Упражнения, данные в ней, предназначены для самостоятельной работы учащихся.
Приказом Минобразования Чувашии в 2008/2009 учебном году в 13 школах республики 15 учителей начальных классов участвовали в эксперименте по апробации данного учебного комплекта. Руководителем эксперимента являлась Рыбакова А.В., доцент Чувашского республиканского института образования.
В ходе эксперимента часть учителей взяла учебник “Русский язык” для чувашских школ в качестве основного (СОШ №
Все учителя положительно оценили учебник, в то же время отметили недостатки, высказали свои пожелания.
Васильева Л.И. СОШ №
«Учебник оформлен очень красочно. Жёлто - красный цвет, цвет чувашского флага, с чувашским узором. Учебник для современных чувашских детей.
Много текстов, помогающих формировать у детей уважительное отношение к своей республике, своему государству. А также много стихов и скороговорок, пословиц. Упражнения в учебнике увлекательные и интересные. Упражнения помогают овладевать основами фонетического, лексического, морфологического, синтаксического строения языка, построения текста. Учебник актуальный. Мои пожелания авторам этого учебника - только слова благодарности».
«Такой учебник хочется брать в руки. Номера уроков выделены красным цветом, правила - жёлтым, словарные слова - синим, сведения о языке - розовым, ключевые слова напечатаны жирными буквами, что позволяет ученику хорошо ориентироваться в учебнике. Сюжетные картинки, рисунки выполнены в ярких, сочных красках, что сразу привлекает внимание детей. Хорошие тексты для развития речи, мышления и памяти».
Учителя начальных классов Среднекибечской СОШ Канашского района:
«Нам нравится предложенный детям материал: разнообразные виды развивающих заданий, красочное оформление.
Очень хочется в обозримом будущем увидеть мультимедийное сопровождение к учебнику русского языка. Время не стоит на месте, эффективность применения средств мультимедиа в процессе обучения никому доказывать не нужно. Как здорово было бы, если бы к учебнику прилагался диск с мультимедийным сопровождением.
Думаем, подборка иллюстраций к словарным словам, для развития речи, интерактивные тесты, анимированные игровые упражнения, имеющие развивающую направленность, способствовали бы стимуляции внимания, логического мышления, творческой фантазии, повысили бы интерес к русскому языку. Хорошо было бы, если к темам «Вспомним лето», «Зимой» подобраны картины, их там нет».
Васильева К.И. Траковская гимназия:
«Учебник оформлен понятными, подходящими к темам иллюстрациями. Только иллюстрация на странице 48 не соответствует теме. Она невзрачная, унылая, тусклая. Некоторые тексты для чтения слишком объёмные. Предложения в них сложные, не соответствующие темам уроков для 2 класса национальных школ. Желательно подобрать доступные по сложности предложения, тексты».
Учителя начальных классов Аликовской школы отметили разработанность упражнений для формирования фонетико-графических умений, развивающую направленность учебника.
В конце учебного года учащимся вторых классов была предложена итоговая проверочная работа по русскому языку. Работа состояла из трёх разделов: проверка навыков осознанного чтения (3 задания), освоение системы языка (5 заданий) и письменные ответы на вопросы (5 вопросов). Получены сведения на 137 учащихся. С заданиями справились:
на высоком уровне 81 % учащихся
на среднем уровне – 17 %
на низком уровне – 2 %.
Задания из раздела “Чтение” выполнены на 92 %, из раздела “Освоение системы языка” – на 74 %, из раздела “Письмо” – на 82%.
Можно сказать, что ученики вторых классов читают осознанно и умеют находить информацию, заданную в тексте.
Учебник «Русский язык, 2 класс» для школ с чувашским языком обучения (авторы Бычков В.И., Беляева З.М., Рыбакова А.В.) понравился ребятам и учителям. Все пожелания по совершенствованию учебника доведены до авторского коллектива.
В 2009/2010 году в школы республики поступит новый учебник данного авторского коллектива «Русский язык, 3 класс».