На уроке «Права человека» школьники рассмотрели историю создания декларации, ее значение в современном мире
10 декабря 2008 года исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Дню прав человека было посвящено немало различных мероприятий, которые прошли на этой неделе в школах Чувашии. Все они были направлены на формирование и воспитание культуры прав человека у подрастающего поколения республики.
Так, например в Шумерле в этот день школах прошли уроки «Что мы знаем о правах человека?» Своеобразность подачи материала позволила учителям в лёгкой форме познакомить обучающихся начальных классов с основными правами и свободами человека. Сказки «Гадкий утёнок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Буратино», «Чиполлино» помогли ребятам разобраться в том, права каких героев были нарушены. Ребята усвоили главное, что у человека есть права, которые не могут существовать без обязанностей и самое главное, что человек может быть защищён, имея право: на жизнь, на неприкосновенность жилища, на свободу.
И если ребята из младших классов изучали права человека с помощью сказок, то старшеклассники на уроке «Права человека» рассмотрели историю создания декларации, ее значение в современном мире. Ребята работали с документом, а потом принимали участие в дискуссии по защите прав человека. Были предложены ситуации, в которых имелось место нарушение прав человека, ребята находили в декларации статьи, которые опровергали данную ситуацию и предлагали, куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права. В конце были подведены итоги и сформулированы выводы: права человека это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов; государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах.
«Подросток и закон» - тема семинара в 8 классах вызвала у учащихся интерес, и желание поближе познакомится с нормативными актами, регулирующими нашу жизнь в обществе. Решение юридических задач (казусов) – это разбор конкретных жизненных ситуаций. Анализ предложенных проблем происходил на основе законодательства уголовного, гражданского, административного для ребят стало открытием, что оказывается, в повседневной жизни они вступают в конкретные правоотношения, к счастью – правомерные правоотношения. Они сами приводили примеры, когда подросток уже вступает в противоречия, с существующим законодательством допуская на первый взгляд невинный проступок, например пропуск урока без уважительной причины. И вывод, а том, что любое правонарушение ведет к ответственности стая важным итогом семинара.
Библиотекари в школах провели уроки-путешествия «Мои права» по книге Е.С.Шабельника «Ваши права». Было обсуждено высказывание «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». Ребята выяснили, как связаны между собой права и обязанности, и попытались, представили, чтобы было, если бы в стране не было ни одного закона. И пришли к выводу, что закон – это свод правил, принятых и охраняемых государством, который нужно соблюдать, он помогает людям сохранить порядок в стране.
(По материалам, представленным отделом образования г. Шумерля)