Министерство образования Чувашской Республики

На уроке «Права человека» школьники рассмотрели историю создания декларации, ее значение в современном мире

10 декабря 2008 года исполнилось  60 лет  со дня   принятия  Генеральной  Ассамблеей  Организации Объединенных Наций  Всеобщей  декларации  прав  человека, которая   провозгласила основополагающие  личные, политические,  гражданские, социальные  и культурные  права  человека.  Дню прав  человека   было  посвящено  немало  различных  мероприятий, которые  прошли  на  этой  неделе в  школах Чувашии. Все  они были направлены  на формирование  и воспитание  культуры прав человека у подрастающего поколения республики.
Так, например  в Шумерле  в этот  день  школах  прошли  уроки «Что мы  знаем  о правах человека?»  Своеобразность подачи материала позволила учителям в лёгкой форме познакомить обучающихся начальных классов  с основными правами и свободами человека. Сказки  «Гадкий утёнок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Буратино», «Чиполлино» помогли ребятам разобраться в том, права каких героев были нарушены. Ребята усвоили главное, что у человека есть права, которые не могут существовать без обязанностей и самое главное, что человек может быть защищён, имея право:  на жизнь, на неприкосновенность жилища, на свободу.
И если  ребята  из  младших классов  изучали   права  человека  с помощью  сказок, то  старшеклассники  на уроке «Права человека» рассмотрели историю создания декларации, ее значение в современном мире. Ребята работали с документом, а потом принимали участие в дискуссии по защите прав человека. Были предложены ситуации, в которых имелось место нарушение прав человека, ребята находили в декларации статьи, которые опровергали данную  ситуацию и предлагали, куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права. В конце были подведены итоги и сформулированы выводы: права человека это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов; государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах.
«Подросток и закон» - тема семинара в 8 классах вызвала  у учащихся интерес,   и желание поближе познакомится с нормативными актами, регулирующими нашу жизнь в обществе. Решение юридических задач (казусов) – это разбор конкретных жизненных  ситуаций. Анализ предложенных проблем происходил на основе законодательства уголовного, гражданского, административного для ребят стало открытием, что оказывается, в повседневной жизни они вступают в конкретные правоотношения, к счастью – правомерные правоотношения. Они сами приводили примеры, когда подросток  уже вступает в противоречия, с существующим законодательством допуская на первый взгляд невинный проступок, например пропуск урока без уважительной причины. И вывод, а том, что любое правонарушение ведет к ответственности стая важным итогом семинара.
 Библиотекари в школах провели  уроки-путешествия  «Мои права» по книге Е.С.Шабельника «Ваши права».  Было обсуждено высказывание «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». Ребята выяснили, как связаны между собой права и обязанности, и попытались, представили, чтобы было, если бы в стране не было ни одного закона. И пришли к выводу, что закон – это свод правил, принятых и охраняемых государством, который нужно соблюдать, он помогает людям сохранить порядок в стране.

(По материалам, представленным отделом образования г. Шумерля)

 

 



12 декабря 2008
00:00
Поделиться