Министерство образования Чувашской Республики

Новый Федеральный перечень учебной литературы будет утвержден до конца года

В начале декабря на сайте Всероссийского Интернет-педсовета (www.pedsovet.org) прошла Интернет-пресс-конференция на тему «Каким быть школьному учебнику истории?».
В ней приняли участие начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Министерства образования и науки РФ Светлана Тетерина, учитель истории, методист по истории Южного округа Москвы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года — 2004» Андрей Лукутин и учитель истории средней школы № 3 г. Углича Ярославской области, победитель конкурсного отбора Приоритетного национального проекта «Образование» и лауреат конкурса «Учитель года России-2006» Елена Резчикова, академик, член-корреспондент РАН, Александр Чубарьян.
Светлане Тетериной были адресованы вопросы о процедуре прохождения учебниками экспертизы. Она сообщила, что новый федеральный перечень учебной литературы, рекомендованной Минобрнауки, будет утвержден до конца года, и напомнила, что учебник для преподавания того или иного предмета выбирает учитель или школа. Гриф Министерства образования и науки РФ получают издания, прошедшие экспертизу, которую проводят сотрудники РАН и РАО. Причем РАН оценивает научную составляющую учебника, а РАО проверяет его на соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. Федеральные перечни обновляются ежегодно и сразу же появляются на официальном сайте министерства www.mon.gov.ru. Это происходит задолго до начала учебного года. Например, на 2006-2007 гг. федеральные перечни были одобрены, размещены на сайте и разосланы по регионам в декабре 2005 года, а до конца текущего года будут одобрены перечни на 2007-2008 гг.
По словам Светланы Тетериной, сегодня в России более сорока издательств, чьи учебники входят в федеральный перечень. Авторами одобренных учебников являются, как правило, известные ученые, академики и профессора. Отправлять учебник на экспертизу или нет, решают автор и издательство.
Александр Чубарьян, отвечая на вопросы, говорил о социальной роли учебника и учителя, о соответствии учебно-методических комплектов требованиям развитого информационного общества. По мнению Александра Чубарьяна, главная задача на сегодняшний день – «приблизить учебные планы, уровень преподавания и школьные стандарты к стандартам для поступления в вузы». Академик Чубарьян убежден, что «учебник истории – это, прежде всего, изложение определенных фактов и событий». В то же время он отметил, что «вопросы нравственности и морали в оценке исторических событий, особенно касающихся преступлений против личности, агрессии, репрессий и прочих атрибутов человеческой истории, должны присутствовать со стороны автора учебника, и обязательно прокомментированы учителем». «Учебник должен способствовать гордости за нашу страну, но и не должен мешать тому, чтобы учащиеся и все люди знали негативные теневые стороны своей истории». По словам А. Чубарьяна, проблема соотношения в учебнике фактов и мнений о фактах обсуждается во всем мире. В частности, этот вопрос рассматривался на двух недавно прошедших образовательных конференциях Совета Европы.
Андрей Лукутин считает, что даже лучший учебник не может заменить «личного общения со стариной». Хорошему учителю федерального перечня недостаточно: учебник всегда представляет концентрированную информацию. Учитель должен быть профессионалом в отборе дополнительного материала, заявил А. Лукутин.
Подробные ответы участников пресс-конференции вы можете прочитать на сайте Всероссийского Интернет-педсовета в рубрике «Задайте вопрос» http://pedsovet.org/ask.html.



16 декабря 2006
00:00
Поделиться