Министерство образования Чувашской Республики

Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко: "модернизация образования продолжается"

 

За полтора месяца, прошед­шие с момента моего назначения на должность Министра образова­ния и науки Российской Федера­ции, представители педагогической общественности не раз задавали мне вопрос, будет ли продолжена модернизация российского обра­зования, которую проводило Минобразование России. Мой ответ однозначен: модернизация образо­вания продолжается.

Я глубоко убежден, что в работе двух ведомств - Миноб­разования России и Министер­ства образования и науки Рос­сийской Федерации - не может не быть преемственности. Ведь деятельность федерального ор­гана, управляющего системой образования, в значительной степени носит социальный ха­рактер (даже в том случае, когда мы решаем сугубо экономичес­кие задачи). В системе образо­вания задействовано огромное количество людей, и резкое из­менение курса - если бы вдруг возникла необходимость его ме­нять - повлекло бы за собой се­рьезные проблемы. Но я убеж­ден, что курс модернизации об­разования менять не нужно - он был намечен верно. По большо­му счету, проведенные за пос­ледние годы реформы пошли на пользу и системе образования, и обществу в целом.

Однако высокая оценка ре­зультатов работы Минобразова­ния России вовсе не означает, что, продолжая модернизацию, Министерство образования и науки будет руководствоваться лишь накопленным опытом и уже сделанными разработками. Ра­зумеется, мы будем корректиро­вать ход реформы, исходя из нового опыта, используя новые разработки. Я имею в виду не только замечания, которые мы получим от представителей про­фессионального сообщества. Модернизация образования бу­дет определяться потребностями страны, ее содержание напрямую зависит от дальнейшего развития экономики России, культуры Рос­сии и многого другого.

Говоря о краткосрочных пер­спективах модернизации образо­вания, необходимо отметить, что в этом учебном году она будет проходить в соответствии с пла­ном, разработанным Минобразованием России. В частности, не будет никаких изменений в пла­не проведения выпускных экза­менов в школах и вступительных в вузах. Эксперимент по введению единого государственного экзамена пройдет в тех субъектах Феде­рации, где он был запланирован. После того как этот этап экспе­римента завершится, необходи­мо будет тщательно проанали­зировать его результаты и обо­значить дальнейшие перспективы развития этой новой для России и, полагаю, весьма перспектив­ной формы оценки знаний.

Впрочем, для более успеш­ного анализа результатов внедрения тех или иных новшеств в системе образования мы долж­ны прежде всего ответить на вопрос, каковы глобальные цели всей образовательной реформы. Оценивать эффективность рабо­ты инструментов модерниза­ции - ЕГЭ, ГИФО, компьютери­зации и т.п. - необходимо лишь с учетом этих целей. Ведь, про­водя модернизацию образования, Министерство образования и на­уки решает не узковедомствен­ные, а глобальные, общечелове­ческие, национальные задачи.

Например, хорошо известно, что система образования должна не просто дать профессию; ее цель - воспитать молодого чело­века, сделать его полноценным членом общества. В то же время у системы образования есть и со­циально-экономические задачи. Мы должны выпускать професси­оналов, конкурентоспособных на рынке труда - говоря научным языком, «улучшать качество чело­веческих ресурсов». К сожалению, сегодня практически во всех от­раслях Россия отстает по произ­водительности труда от развитых стран. Чтобы ликвидировать это отставание, система образования должна обеспечить качественный прорыв в профессиональной под­готовке наших граждан. Кстати, эта задача продиктована не толь­ко государственными интересами. Ведь успех в работе - это одна из составляющих жизненного успеха, то, что позволяет человеку ощу­щать себя полноценным членом общества.

Я считаю, что цели, постав­ленные перед системой образо­вания, должны быть сформулиро­ваны в отдельном документе. Хотя они и кажутся, на первый взгляд, очевидными, есть необходимость более подробно разъяснить их суть. Например, если мы утверж­даем, что школа должна воспиты­вать успешных людей, способных адаптироваться к взрослой жиз­ни, то необходимо говорить о та­ком важном условии успеха, как здоровье. Необходимо вновь и вновь повторять, что здоровый об­раз жизни несовместим с нарко­тиками и алкоголем.

Примечательно, что далеко не каждый специалист сможет с ходу ответить на вопрос о том, как тот или иной инструмент реформы решает глобальные задачи. Связь между целями реформы и инст­рументами их достижения не ясна и потребителям образовательных услуг. Проводя реформу, важно не допустить подмену глобальных це­лей менее значимыми, хотя и весьма существенными задачами. Например, мы совсем забыли о том, что эксперимент по ЕГЭ на­чался для того, чтобы ввести чет­кие и однозначные критерии оцен­ки выпускников школ и абитури­ентов вузов, чтобы в конечном счете гарантировать качество и доступность образования. Но в последнее время дискуссия вок­руг ЕГЭ свелась к тому, при какой системе экзаменов - новой или традиционной - меньше корруп­ция. Получилось, что главная цель реформы образования - борьба с коррупцией, и это выглядит до­вольно странно. При всей госу­дарственной и общественной зна­чимости этой проблемы есть и

другие ведомства, и другие ме­тоды для ее решения.

Министерство образования и науки планирует продолжить со­трудничество с экспертами, раз­работавшими основные направ­ления модернизации российско­го образования. Однако их состав будет расширяться, равно как и круг обсуждаемых проблем. Мы исходим из того, что реформы должны носить системный харак­тер. То есть сначала формулиру­ются цели, затем определяются критерии и индикаторы их дости­жения. После этого необходимо решать, с помощью каких инст­рументов удастся добиться успе­ха в достижении этих целей. На мой взгляд, системный подход во многом будет способствовать нашему совместному успеху.

В заключение хочу сообщить нашим читателям, что журнал «Ве­стник образования» остается офи­циальным изданием Министерства образования и науки Российской Федерации - преемственность с Минобразованием России здесь полностью сохранена. В журнале вы по-прежнему сможете найти документы и комментарии, необ­ходимые для работы сотрудников органов управления образованием, директоров, учителей. Сохранится постоянная рубрика «Колонка ми­нистра», в которой я буду инфор­мировать вас об основных направ­лениях образовательной политики, о работе Министерства, о наибо­лее важных нормативных актах, ка­сающихся системы общего обра­зования.

 

 

 

,

 



04 июня 2004
00:00
Поделиться