Министерство образования Чувашской Республики

17:15 Двухвековой юбилей министерства

12 сентября Министерство образования России отмечает двухвековой юбилей. Сегодня на министерство возложены трудные задачи по реализации принятой правительством концепции модернизации российского образования. До 2007 года предстоит завершить ряд начатых экспериментов, которые касаются многих проблем в образовании. Это и внедрение единого государственного экзамена, переход на профильное обучение в старших классах, разгрузка школьных программ, внедрение новых технологий в обучение. Одна из главных задач - создать эффективную и доступную систему образования, которая должна отвечать современным требованиям общества и при этом сохраняла бы лучшие традиции, коими славится российское просвещение. Сегодня государственная система образования страны включает 40,6 млн. человек; в том числе школьников, студентов, преподавателей вузов, учителей школ. В России действует 65 тыс. школ, 3 тыс. 878 ПТУ, 2 тыс. 680 техникумов, свыше тысячи вузов. Свою историю министерство начинает с 8 сентября 1802 года. Именно в этот день 200 лет назад император Александр Второй взамен отживших коллегий выпускает Манифест об учреждении в России восьми министерств, в числе которых было и Министерство народного просвещения. Согласно манифесту Министерство просвещения практически заведовало всей гуманитарной, жизнью общества. В его ведении находилась Академия наук, университеты, все училища, типографии, цензура, библиотеки, натуральные кабинета, музеи и "всякие учреждения; какие впредь для распространения наук заведены быть могут". Первым министром просвещения стал 63-летний действительный тайный советник граф Петр Васильевич Завадовский. Именно Завадовский по указу' Екатерины Второй возглавил комиссию об учреждении в России народных училищ. Императрица понимала, что без образования, без исправления нравов, воспитания простолюдинов, тщетными останутся труды по переустройству государства. За образец образования была взята австрийская система образования с ее "элементарными средними и нормальными школами". А ставка делалась на иностранных учителей. Однако результаты работы комиссии под руководством Завадовского были весьма скромными - за три года работы главные народные училища открылись лишь в 25 губерниях. Попытка насаждения "австрийского опыта" не увенчалась быстрым успехом. Требовалось время, чтобы преобразования сверху по форме, заимствованной в Европе, в России приобрели национальное содержание, привились на российской почве и стали питаться ее живительными соками. Но труды просветителя не пропали даром. Они положили начало формированию государственной системы образования. Комиссия Завадовского явилась прообразом будущего министерства просвещения. Первым документом, узаконившим систему образования в России, были утвержденные 24 января 1803 года «Предварительные правила народного просвещения». Согласно им все учебные заведения разделялись на приходские 1-классные училища, уездные училища с 3-классным обучением, 4-классные гимназии и университеты. Во главе их встало Министерство просвещения. Были образованы шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Белорусский, Литовский, Дерптский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого был поставлен университет с его ученой коллегией. В 1804 году выходит в свет Устав учебных заведений, в котором говорилось, чему и как обучать детей. Так, в приходских школах обучались всего девять часов в неделю: три часа уходило на знакомство с буквами и числами, еще три часа на - обучение правописанию и чтению букваря, и три часа - на обучение Священного писания и Катехизису. В уездных училищах изучались уже 15 предметов. Учебное время составляло 28 часов в неделю с одним воскресным днем. А преподавать эти предметы должны были 2 учителя. Учебный год продолжался с 1 августа текущего года по 1 июля следующего. Июль был временем каникул. Учебная нагрузка в гимназиях составляла 30 часов в неделю. Здесь уже преподавались более сложные дисциплины: прикладная математика, физика, философия, изящные науки и политэкономия, иностранные языки, рисование. Каждая гимназия должна была иметь восемь учителей. Складывалась система учителей-предметников. Однако "древо образования", посаженное правительством Александра Первого, было крайне чахлым. По идее реформы образования, задуманной императором, каждый крупный город в России должен был иметь университет, губернский - гимназию, уездный - уездные училища, а села - приходские школы. В действительности же к 1825 году из 533 губернских и уездных городов России 131 не имел ни одной школы. Не существовало, как правило, школ в селах. Большинство губернских городов не имело гимназий. Сложно шло становление университетского образования. Тех, кто хотел его получить, буквально можно было пересчитать по пальцам. Так, в Казанском университете в первые годы его существования единственному профессору медицины приходилось читать лекции двум, а нередко и одному слушателю. Из-за недостатка студентов и профессоров более десяти лет в Казанском университете не было факультетов, а сам он находился в составе местной гимназии, считаясь университетом лишь по названию. Жалкое существование влачил и Петербургский университет. Не имея "пристойного здания" он, как отмечали современники, не мог приобрести «доверия общества». Но несмотря на это, благое начало развитию просвещения в России было положено. Главное были заложены основы государственной системы образования как бессословной, светской, бесплатной, многоуровневой с достаточно логичной преемственностью между ступенями образования.


12 сентября 2002
00:00
Поделиться