Министерство образования Чувашской Республики

11.00. Система образования Чувашской Республики готова перейти «к стратегии развития».

19 апреля в Республиканском институте образования состоялся семинар-совещание по теме: «О задачах органов управления образованием по реализации положений Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики». В совещании приняли участие сотрудники министерства, руководители органов управления образованием и подведомственных министерству учреждений, председатель рескома профсоюза работников образования. Открывая совещание, министр образования Чувашской Республики Галина Чернова обозначила основные стратегические направления развития образования в Чувашской Республике в 2001-2003 годах и на период до 2005 года. Система образования в республике, как и все сферы жизнедеятельности общества, в последние годы руководствовалась тактикой выживания. В условиях реформирования общественно-экономической жизни, а иногда в крайне критических (как в 1998 г.) условиях перед образовательной сферой стояла задача сохранить все лучшее, что в ней было, посеять и взрастить «ростки нового», более современного и передового, нужно было наметить пути, по которым образовательная система будет развиваться дальше. Сегодня мы можем говорить, что этот процесс, практически, завершен. Удалось стабилизировать выплату заработной платы работникам образования, с 2000 года размеры выплат возросли, произошло выравнивание уровня заработной платы между городскими и сельскими учителями, с 2001 года заработная плата выплачивается регулярно. Также с января 2001 г. потребность в средствах на выплату компенсации за методическую литературу финансируется своевременно и в полном объеме из республиканского бюджета в виде трансфертов. Активно ликвидируются федеральные и республиканские долги, разрабатываются и реализуются механизмы погашения долгов местных бюджетов. Существенно меняются принципы финансирования отрасли, вводится подушное финансирование, которое активно поддерживает Президент республики Николай Федоров. Этот метод подразумевает переход учреждений образования на самофинансирование, что позволит говорить о более демократичной образовательной системе, при которой у руководителей появляется реальная самостоятельность, но и реальная ответственность. Стабилизация произошла и в нормативно-законодательной базе, можно говорить о выстраивании последовательной согласованной цепочки «сверху донизу»: от федерального уровня (Национальная доктрина и Программа развития образования) до республиканского. «Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики», инициированная и создаваемая под личным контролем Президента Чувашии, гарантирует каждому ребенку получение образования и самореализации, не зависимо от национальности и места проживания. В республике действуют свыше 10 Указов Президента ЧР, которые направлены на развитие отдельных отраслей образования. В разное время действовали 6 целевых республиканских программ. Президент Чувашской Республики Николай Федоров своими указами (№№30 и 31 от 9 апреля с.г.) утвердил два важных документа - Республиканскую программу «Дети Чувашии» и Программу развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года. Первая программа является логическим продолжением аналогичной программы, действовавшей в Чувашии с 1998 по 2000 годы и направлена на улучшение положения детей и подростков республики - создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития. Вторая является основой государственной политики Чувашской Республики в области образования и определяет стратегию и практические меры поддержки, эффективного функционирования и дальнейшего развития системы образования на ближайшие пять лет. Рождение данных документов знаменуют новый этап в политике правительства Чувашии в образовательной и социальной сферах. Позади время, когда нужно было выживать, сохранять образовательные учреждения и социальные центры. Наступил период качественно новой конкретной работы с каждым ребенком. Мероприятия всех этих подпрограмм позволят не только укрепить материально-техническую базу реабилитационных центров для детей, но и уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и правонарушений. Образовательная программа - преемница предыдущей президентской программы “Новая школа”- выходит на уровень структурной перестройки и оптимизации сети образовательных учреждений. Это выразится, прежде всего, в реструктуризации сельских школ, информатизации образования, сохранении и поддержки дошкольного воспитания. За все годы руководства республики Президентом на ее территории введено в действие 69 новых объектов образования, программа строительства сельских школ взята на особый контроль Правительства. Особенностью финансирования обеих новых программ является то, что они рассчитаны на привлечение гораздо большего объема внебюджетных средств, чем раньше, в том числе - через вхождение в различные федеральные программы и проекты, а также инвестиционные ресурсы Международного банка реконструкции и развития. В Послании Президента поставлена задача дальнейшей информатизации школ. В 2001 году сельские методические кабинеты при местных органах образования и школы будут укомплектованы компьютерами и современной оргтехникой, поставки которой начнут осуществляться не позднее сентября т.г. В связи с этим необходимо уже сегодня начать работу по организационному обеспечению этого процесса. Министерство образования ЧР, поддерживаемое Президентом и Правительством, добилось таких больших инвестиций, теперь дело за руководителями «на местах»: важно, чтобы эта дорогостоящая техника не пылилась где-то в сейфах, а работала способствовала развитию учащихся и педагогов. «Что же ждет нас в 21 веке? Это будет век высоких технологий и стремительных открытий. Достигнуть цели можно, если интеллектуальный потенциал нации будет отвечать современности. Как никогда ранее, интеллект будет определять все. Это – аксиома нового века. Поэтому перед Чувашией стоит четкая и ясная задача: развитие интеллектуального потенциала республики – это залог ее движения вперед. Вчерашними - даже хорошими - решениями, приемами и традициями завтрашние, а во многом даже и сегодняшние, проблемы уже не решить! Будущее уже наступило, сказал один немецкий ученый в прошлом веке. И он совершенно прав: наше будущее сидит за школьными партами и в вузовских аудиториях. От того, насколько наши сегодняшние дети будут умны, духовны, раскрепощены, широко образованы, зависит и наше, и их собственное благополучие в обозримое время». (Из Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики «От тактики выживания к стратегии развития.)


23 апреля 2001
00:00
Поделиться