Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Чувашской Республике 2017-2018 учебный год

Предоставление равных возможностей получения образования детям со специальными потребностями - одна из приоритетных задач образования.

В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4537 детей-инвалидов.

В республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др.

В целях формирования государственной политики в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ в Чувашской Республике, утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 10 марта 2017 г. № 510.

В системе дошкольного образования Чувашской Республики созданы условия для осуществления непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого функционирует 131 группа компенсирующей направленности, в которых воспитываются 1358 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 323 ребенка-инвалида.

742 ребенка с ОВЗ и 349 детей-инвалидов интегрированы в образовательную среду и получают образование в дошкольных образовательных организациях общеразвивающей направленности. В работе с детьми заняты 48 учителей-дефектологов, 183 учителя-логопеда, 148 педагогов-психологов.

На базе двух детских садов в г. Чебоксары открыты Лекотеки (в МБОУ «Детский сад №201 «Островок детства» и МБОУ «Детский сад №23 «Берегиня»), где организуются еженедельные бесплатные индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, психологом для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих детские сады.

18 детей с особыми потребностями посещают группы ранней социализации и развития в МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» г. Чебоксары». В этом центре реализуются инклюзивные практики. Дети с ОВЗ включаются в группы со здоровыми сверстниками (в режиме кратковременного пребывания).

В Бюджетном общеобразовательном учреждении Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики создана патронатная группа для детей с ДЦП (8 человек). Основная часть занятий проводится на дому по индивидуальным адаптированным программам,  также организуются совместные мероприятия с воспитанниками данного учреждения.

С 1 сентября 2017 года общеобразовательные организации (15 государственных и 36 муниципальных общеобразовательных организаций), реализующие адаптированные образовательные программы, работают в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В 2017-2018 учебном году обучением по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) охвачены несовершеннолетние, проживающие в БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии (104 чел.).

Для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья в Чувашской Республике функционируют 15 государственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В них в 2017-2018 учебном году обучается 1910 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 1229 ребенка-инвалида.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 15 государственных общеобразовательных организациях и в 299 муниципальных школах. На основании рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий в муниципальных образовательных учреждениях в 2017-2018 учебном году обучается 1111 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в 18 отдельном классе – 213 чел., в обычных классах – 898 чел.).

Для организации образования детей-инвалидов также сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающая 65 общеобразовательных организаций, функционирует Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов. В настоящее время дистанционным образованием охвачено 121 детей-инвалидов, что составляет 100 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья, которым не противопоказано обучение с использованием дистанционных технологий по заключениям психолого-медико-педагогических комиссий. Кроме этого на дому обучается еще 521 ребенок. Не охвачены обучением 4 ребенка по причине отказа родителей.

На базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии действует Республиканский центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В 2017-2018 учебном году в нем обучается 30  детей с ограниченными возможностями здоровья.

В государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) в 2018 году приняли участие 40 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающихся детей-инвалидов и инвалидов. 17 человек проходили ГИА-11 в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ); 21 человек – в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ); 2 человека – с совмещением двух форм (ЕГЭ и ГВЭ-11). Все выпускники успешно справились с экзаменами.

В ГИА-9 в 2018 году приняли участие 170 обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов. 14 человек проходили ГИА-9 в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ); 156 человек – в форме ГВЭ-9. Трое выпускников (из числа проходивших ГИА-9 в форме ОГЭ) не справились с экзаменами (получили справку об обучении).

В настоящее время на территории Чувашской Республики функционируют 17 психолого-педагогических центров и служб. В них работают 78 специалистов, из них 56 педагогов-психологов, 10 социальных педагогов и 12 логопедов (дефектологов).

Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности служба практической психологии востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Чувашской Республики.

В общеобразовательных организациях работает 94 учитель-логопед, 32 учителей-дефектологов (из них: 10 олигофренопедагогов, 1 тифлопедагог, 8 сурдопедагогов), 156 педагога-психолога, 10 тьюторов. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросу введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления в постоянном режиме ведется работа по расширению спектра дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях Чувашской Республики, в том числе программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Различные формы дополнительного образования реализуются непосредственно в государственных образовательных учреждениях и муниципальных школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуется модель дистанционного дополнительного образования.

Численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет 310 человек.

Обучение детей с инвалидов организовано в 28 образовательных организациях профессионального образования по следующим специальностям и профессиям: «Столяр», «Столяр строительный», «Портной», «Швея», «Садовник», «Каменщик», «Изготовитель художественных изделий из дерева» и другим.

На базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии создано базовое специальное структурное подразделение, обеспечивающее сопровождение инвалидов – Центр профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется восемь программ профессионального обучения и три программы дистанционного образования.

Студентам, относящимся к категории  детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, выплачивается ежемесячная социальная стипендия, обеспечивается бесплатное двухразовое горячее питание, бесплатное проживание в общежитии техникума.

В рамках участия в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» работа по созданию универсальной безбарьерной среды для маломобильных групп населения проведена с 2012 по 2017 годы в 101 школе республики, в 8 профессиональных образовательных организациях, подведомственных Минобразования Чувашии, в 4 детских садах (2012 год – 20 школ, 2013 год – 10 школ, 2014 год – 36 школ и 4 техникума, 2015 год – 31 школа и 5 техникумов и колледжей, 2016 год – 4 школы и 4 детских сада).

В рамках программы «Доступная среда» в 2017 году созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в 5 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, и в 8 дошкольных образовательных учреждениях.