Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Информация об образовании детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Предоставление равных возможностей получения образования детям со специальными потребностями – одна из приоритетных задач образования.

В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4,6 тыс. детей-инвалидов.

В республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др.

В целях формирования государственной политики в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ в Чувашской Республике, утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 10 марта 2017 г. № 510.

Для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья в Чувашской Республике функционируют 15 государственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В них в 2019-2020 учебном году обучается 2254 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (2018-2019 уч.г. – 2013,             в 2017-2018 уч. г. – 1910).

На базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии действует Республиканский центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В 2017-2018 учебном году в нем обучается 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в 2018-2019 уч. г. – 36, в 2017-2018 уч.г. – 30 детей).

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 299 муниципальных школах. На основании рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий в муниципальных образовательных учреждениях в 2019-2020 учебном году обучается более 3,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2018-2019 уч. г. – 1659, в 2017-2018 уч. г. – 1111).

В общеобразовательных организациях работает 205 учителей-логопедов, 152 учителя-дефектолога (из них: 98 олигофренопедагогов, 2 тифлопедагога, 16 сурдопедагогов), 258 педагогов-психологов, 24 тьютора. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросу введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности служба практической психологии востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Чувашской Республики.

По вопросу подготовки необходимых специалистов образовательными организациями высшего образования сообщаем, что по сведениям вузов республики в 2019 году выпустилось: 24 чел. – по направлению «Психология и социальная педагогика» (Психолого-педагогическое образование); 17 чел. – по направлению «Логопедия» (Специальное (дефектологическое) образование); 14 чел. – по направлению «Дошкольная дефектология» (Специальное (дефектологическое) образование).

Дополнительно сообщаем, что на 2019-2020 учебный год на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии запланировано 13 программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации:

- «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации специального и инклюзивного образования» (72 ч);

- «Профессиональная компетентность воспитателей ДОУ в условиях инклюзивного образования» (72 ч);

- «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ» (72 ч);

- «Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (36 ч);

- «Ранняя помощь детям с ОВЗ» (36 ч);

- «Организационно-содержательные аспекты реализации инклюзивного образования» (18 ч);

- «Обучение им воспитание детей с ОВЗ (инклюзивное образование)» (72 ч);

- «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью» (36 ч.);

- «Методические аспекты подготовки обучающихся с ОВЗ к устному допуску по русскому языку ГВЭ и ОГЭ» (18 ч);

- «Технология формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка» (36 ч);

- «Организационно-содержательные аспекты реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (18 ч);

- «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков» (36 ч);

- «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (18 ч.).

В настоящее время проводятся курсы профессиональной переподготовки «Тьютор в инклюзивном образовании» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 252 часа.

Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления в постоянном режиме ведется работа по расширению спектра дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях Чувашской Республики, в том числе программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Различные формы дополнительного образования реализуются непосредственно в государственных образовательных учреждениях и муниципальных школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуется модель дистанционного дополнительного образования.

В республике в 21 из 27 профессиональных образовательных организаций обучаются 297 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с инвалидов организовано по следующим специальностям и профессиям: «Столяр», «Столяр строительный», «Портной», «Швея», «Садовник», «Каменщик», «Изготовитель художественных изделий из дерева» и другим.

Студентам, относящимся к категории  детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, выплачивается ежемесячная социальная стипендия, обеспечивается бесплатное двухразовое горячее питание, бесплатное проживание в общежитии техникума.

01.10.2019